В современных условиях стало важно выпускать товары тогда, когда они нужны. Иначе говоря, акцент сместился с того, как выпускать, на то, что, когда и сколько выпускать. Отсюда необходимость развивать такое производство, которое могло бы удовлетворить специфические требования любого заказчика

Виктор Николаевич Власюк, директор ООО "Тимокс"

Российской металлургии корректируют сценарии развития

В апреле 2022 года на совещании по металлургии с участием чиновников и представителей отрасли глава государства поручил правительству к 1 июня актуализировать Стратегию развития российской металлургии на период до 2030 года. И это в тот момент, когда мировая геополитическая ситуация сужала горизонт планирования до недель или в лучшем случае месяцев. Отчасти из-за этого первая часть документа была принята лишь в декабре 2022 года, вторая, с перечнем приоритетных металлургических инвестпроектов, еще дорабатывается.

Дорожная карта

Запуская год назад работу над Стратегией-2030, президент мотивировал ее необходимость тем, что Запад вряд ли откажется от ограничительных мер в отношении России. В связи с этим глава государства подчеркивал важность поддержки внутреннего спроса на отечественный металл за счет увеличения объемов жилищного, инфраструктурного, коммерческого и промышленного строительства, а также расширения выпуска товаров, в которых максимально использовалась бы продукция российских металлургов. Этот посыл нашел отражение в подготовленном документе. В Стратегии-2030 были учтены и другие аспекты, в частности фиксация горизонта планирования для металлургических компаний и их инвестиционных проектов.

Было также пожелание насчет реализации опережающими темпами проекта расширения Восточного полигона железных дорог, а также увязки налогообложения с долгосрочными, стратегическими планами предприятий как с точки зрения спроса, так и предложения металлов на внутреннем рынке.

Наконец, президент просил правительство содействовать предприятиям отрасли в обеспечении их российским оборудованием и расходными материалами, уделив внимание стыковке потребностей металлургов и инфраструктурных предприятий, в частности за счет регулирования тарифов на услуги РЖД и энергетических компаний. Эти и некоторые другие вопросы, которые обсуждались на последующих совещаниях с участием президента, нашли отражение в «дорожной карте».

Первая часть итогового документа была принята лишь в декабре 2022 года, то есть с полугодовым опозданием, вторая еще дорабатывается, а эксперты уже указывают на изъяны Стратегии-2030.

Инвестпроекты и даты

Ожидается, что вторая часть Стратегии-2030 будет принята летом текущего года — об этом было заявлено на прошедшем в конце марта заседании Экспертного совета по металлургии, тяжелому машиностроению и горнорудной промышленности при комитете по промышленности и торговле Госдумы. Речь идет о приложении к утвержденному документу в виде конкретного плана реализации «дорожной карты», который будет содержать в числе прочего сведения о приоритетных инвестпроектах отечественных металлургов.

Впервые такое приложение было вчерне подготовлено в 2016 году для проекта обновленных Стратегий развития черной и цветной металлургии России на 2014–2020 годы и на перспективу до 2030 года. Правда, там был пункт о том, что источниками финансирования реализации документа будут собственные средства отрасли, заемные средства, инвестиции иностранных стратегических партнеров, а также государственное софинансирование. Предлагалось на первом этапе, в 2017–2019 годах, освоить 1,344 трлн руб., а на втором этапе, в 2020–2030 годах,— 4,928 трлн руб. Но принятая в конце прошлого года Стратегия-2030 уже не предполагает прямого софинансирования отрасли государством.

И все-таки такое приложение готовится, о чем свидетельствуют запросы разработчиков документа в адрес крупных металлургических компаний с просьбой предоставить свои планы инвестпроектов до 2030 года. Представители нескольких металлургических холдингов подтвердили факт обращения со стороны разработчиков, но отказались раскрыть детали и предоставить свои инвестпланы.

Отчасти это и понятно, ведь обнародование конкретных проектов и ориентировочных объемов инвестиций компаний может обернуться новыми санкциями и ограничениями со стороны Запада, а в дальнейшем еще и привести к нареканиям со стороны чиновников в случае переноса сроков или корректировки заявленных инвестпрограмм.

Подробнее на КоммерсантЪ 

Источник: КоммерсантЪ